воскресенье, 20 апреля 2014 г.

Один незначительный эпизод

Один незначительный эпизод

Этот, казалось бы, незначительный эпизод произошел несколько лет назад, когда я работала в книжном магазине, который в то время был расположен в «Литературном музее». Я сидела за низеньким столиком в огромной комнате с высоким потолком, а на полках вдоль стен и на большом столе в центре стояли и лежали книги – множество умных книг по философии, истории, литературоведении и т. п. Книги для образованных людей, так сказать.
            У меня как раз накануне украли со стола одну интересную книгу, которую я сама была бы не прочь прочитать, поэтому я пристально следила за покупателями. Но этот покупатель привлек мое внимание по другой причине. Он вел себя немного странно, с моей точки зрения. Сказал, что приехал с Урала и отправился осматривать наши полки с книгами. У нас в то время проводилась очередная выставка книг. Я точно не помню ее тематики, но это было что-то патриотическое, и многие книги были на украинском языке. И наш выставочный стенд вызвал у странного покупателя непонятное для меня сильное раздражение. Он прошелся мимо стенда несколько раз, отпуская язвительные замечания. Я не запомнила содержание его реплик – только тон. Подозреваю, что они были в основном не по делу. Я объяснила ему, что эти книги мы получили из Киева, но большую часть книг мы заказываем в Москве. При слове «Москва» его лицо неожиданно расплылось в счастливой улыбке. У меня было такое чувство, будто я упомянула о какой-то священной реликвии или месте паломничества в присутствии истово верующего.
            Магазин был пуст и мой странный покупатель начал прохаживаться вдоль полок с видом хозяина, шагая решительно и упруго. Я, наблюдая за ним, пыталась понять, что мне это напоминает. Может быть, какую-то сцену из фильма? Для полноты картины ему не хватало только нагайки в руке или кобуры с пистолетом на поясе. Под конец я решила, что он напоминает посланца Золотой орды, который приехал за данью в подвластный ей город. Тогда это казалось смешным. Могла ли я подумать, что наступит день, когда этот незначительный эпизод приобретет зловещую окраску и, что несколько лет спустя десятки тысяч подобных людей будут выходить на улицы Москвы, приветствуя агрессию России против Украины?



            Я не помню, какую книгу купил этот неприятный покупатель, но он швырнул на мой столик несколько десяток, отпустив по их поводу какое-то презрительное замечание. Я посмотрела на него с недоумением и ответила, что не понимаю, чем ему не нравятся наши деньги.
            Только два или три года спустя я наткнулась на каком-то сайте (в свете нынешних событий думаю, что сайт был российским) на список самых известных предателей и там, в одной компании с Иудой было имя гетмана Мазепы, который, как сообщалось на сайте, предал Петра I. И только тут меня осенило – у нас же на десятках портрет Мазепы. Так вот что раздражало моего покупателя с невидимой нагайкой в руке.
            Я никогда не любила уроков истории в школе и не помню, кто там и кого предал. И если честно, мне не хочется в это вникать. Как по мне так вся история человечества состоит в основном и кровавых распрей и предательства. А что до Петра I, то как не пытались его идеализировать во времена Советского союза, и как не пытается переписывать историю каждое новое поколение, но есть некоторые факты, которые остаются неизменными. Например, что Петр I был жестоким тираном, который погубил собственного сына, и что Петербург, конечно красивый город, но построен он был на костях его строителей. И от этих фактов нам некуда деться.
            И особенно мерзко, когда, пытаясь оправдать нынешние преступления, начитают ссылаться на исторические факты. На факты той самой истории, которую, как известно, пишут победители, а потомки продолжают переписывать помногу раз, приспосабливая ее, по мере надобности, к современным нуждам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий