воскресенье, 30 марта 2014 г.

К далеким звездам



К далёким звёздам.


Я родилась в том году, когда в космос был запущен первый советский спутник. Это положило начало новой эпохи в развитии человечества - эпохи космических полётов. Смутно припоминаю - мне было тогда четыре с небольшим, как я сидела с родителями у радиоприёмника и слушала передачу о полёте Юрия Гагарина. Наши корреспонденты расспрашивали прохожих на улицах западных городов. Звучали фразы типа: "Я был поражён, я не мог поверить, когда услышал..." и т.п. Люди, действительно, были потрясены, поэтому я и запомнила эту радиопередачу, хотя тогда вряд ли могла осознать масштаб случившегося. Позднее я увлеклась научной фантастикой и с бурной радостью встречала каждый новый полёт советских космонавтов. В те годы велась настойчивая пропаганда о преимуществе советского образа жизни. И, конечно, в первую очередь прославлялись успехи нашей космонавтики. Помню мультфильм, кажется, чешский: прилетают американцы на Луну, а там сидит наш космонавт и читает газету. Когда же первыми на Луну полетели американцы, я так расстроилась, что даже телевизор выключила, не дослушав сообщение до конца. Средства массовой информации превозносили вовсю преимущества нашего лунохода. Он был симпатичный: похожий на краба на колёсиках и антенна торчит над головой будто усики. Казалось, что и впрямь живое существо движется по лунной поверхности. Но думаю, что именно тогда я впервые ясно ощутила несоответствие между тем, что меня окружает и тем, о чём пишется в газетах и говорится по телевизору. Космические исследования постепенно теряли для меня политическую окраску - я начинала понимать, что это достояние всего человечества.

Мое увлечение космосом началось с книги Алексея Толстого "Аэлита". Если подумать, то эта повесть о бессмертии любви: рушится всё, но любовь землянина и марсианской девушки продолжает жить, несмотря на разлуку и гигантские расстояния. Но для меня она была ещё о том, что совсем рядом с нами - по космическим масштабам - находится планета, где, возможно, существует жизнь. Увидеть своими глазами эту другую, совсем непохожую на нашу жизнь - вот, что поражало воображение. Но тут меня ожидало разочарование. Полёты автоматических станций к Марсу развеяли и этот миф. Природные условия на Марсе оказались куда более суровыми, чем думали раньше: температура более низкой, атмосфера - разреженной, а пресловутые каналы - просто оптическим обманом. В таких условиях могут выжить только микроорганизмы. И всё же я надеялась - ведь учёные могли ошибаться, как когда-то с каналами. Поэтому я поступила на физический факультет. Но и тут меня ждало ещё одно разочарование. Мой уровень оказался настолько ниже, чем у ребят из 116-й школы, а математический анализ и физика настолько сложны, что из "умненькой девочки" и почти отличницы я очень быстро превратилась в студентку, у которой больше троек, чем четвёрок. Потрясение было настолько велико, что оклемалась я только к третьему курсу. Но было слишком поздно, чтобы наверстать упущенное. Я не из тех умеет прыгать через пропасть. Не сумев добиться чего-то в науке, идти работать в школу я не захотела из-за своей чрезмерной стеснительности. И теперь, оглянувшись назад, я могу сказать для чего же пригодились мои знания и педагогические способности - я была хорошим репетитором для своих детей.

Недавно моя дочь, которая мечтает стать профессором филологии, как Дж. Р. Толкин (всё-таки более реально, чем полететь на Марс), наткнулась на мой девичий дневник. Её поразили две фразы, написанные мной в конце последнего школьного года: "Забраться в тёпленький уголок, нянчить детей и угождать мужу, уходить с работы ровно в пять - нет так жить я не хочу. Работать увлечённо, забывая о сне и отдыхе - вот это счастье". Ну, что ж - я уходила с работы, где скорее прозябала, чем занималась наукой частенько раньше пяти и летела домой с двумя тяжёлыми сумками к своим детям и мужу. А истинную радость творчества испытала, когда научила свою дочь читать в 3.5 года, а сына подготовила к поступлению в физико – математический лицей.

Не добившись в жизни того, о чём мечталось, мы пытаемся реализовать себя в детях. Вот они добьются, они сумеют, их жизнь должна сложиться удачнее. Но перед женщиной всегда будет стоять мучительный выбор: работа, творчество или семья. И то, и другое требует полной самоотдачи. И воспитание подрастающего поколения не менее важно, чем полёты к далёким звёздам.

Правда современные научные воззрения таковы, что человечество кажется скопищем маленьких букашек, прикованным к родной планете. Ведь даже на корабле, движущемся со скоростью, близкой к скорости света, мы сможем разве что слетать к ближайшим звёздам. Человеческая жизнь слишком коротка, а скорости света, как известно, не может достичь, а тем более преодолеть, ни один материальный объект. Но наука развивается - не стоит на месте. Когда-то, например, наши предки думали, что Земля плоская. Человеческий разум не может смириться с подобной ограниченностью. Фантасты уже сейчас придумали прыжки через гиперпространство и смело путешествуют по всей Галактике.

Я верю, что когда-нибудь такие полёты станут реальностью, как стал реальностью полёт на Луну, описанный ещё Жюлем Верном и Гербертом Уэллсом. И может быть один из моих далёких потомков, присев отдохнуть на каменную глыбу причудливых очертаний, скажет своим товарищам: "А знаете, ребята, что заветной мечтой моей прапрабабушки было слетать на Марс?" И те в ответ добродушно захохочут, сверкая белыми зубами под лучами чужого солнца.

Комментариев нет:

Отправить комментарий