воскресенье, 30 марта 2014 г.

К далеким звездам



К далёким звёздам.


Я родилась в том году, когда в космос был запущен первый советский спутник. Это положило начало новой эпохи в развитии человечества - эпохи космических полётов. Смутно припоминаю - мне было тогда четыре с небольшим, как я сидела с родителями у радиоприёмника и слушала передачу о полёте Юрия Гагарина. Наши корреспонденты расспрашивали прохожих на улицах западных городов. Звучали фразы типа: "Я был поражён, я не мог поверить, когда услышал..." и т.п. Люди, действительно, были потрясены, поэтому я и запомнила эту радиопередачу, хотя тогда вряд ли могла осознать масштаб случившегося. Позднее я увлеклась научной фантастикой и с бурной радостью встречала каждый новый полёт советских космонавтов. В те годы велась настойчивая пропаганда о преимуществе советского образа жизни. И, конечно, в первую очередь прославлялись успехи нашей космонавтики. Помню мультфильм, кажется, чешский: прилетают американцы на Луну, а там сидит наш космонавт и читает газету. Когда же первыми на Луну полетели американцы, я так расстроилась, что даже телевизор выключила, не дослушав сообщение до конца. Средства массовой информации превозносили вовсю преимущества нашего лунохода. Он был симпатичный: похожий на краба на колёсиках и антенна торчит над головой будто усики. Казалось, что и впрямь живое существо движется по лунной поверхности. Но думаю, что именно тогда я впервые ясно ощутила несоответствие между тем, что меня окружает и тем, о чём пишется в газетах и говорится по телевизору. Космические исследования постепенно теряли для меня политическую окраску - я начинала понимать, что это достояние всего человечества.

Мое увлечение космосом началось с книги Алексея Толстого "Аэлита". Если подумать, то эта повесть о бессмертии любви: рушится всё, но любовь землянина и марсианской девушки продолжает жить, несмотря на разлуку и гигантские расстояния. Но для меня она была ещё о том, что совсем рядом с нами - по космическим масштабам - находится планета, где, возможно, существует жизнь. Увидеть своими глазами эту другую, совсем непохожую на нашу жизнь - вот, что поражало воображение. Но тут меня ожидало разочарование. Полёты автоматических станций к Марсу развеяли и этот миф. Природные условия на Марсе оказались куда более суровыми, чем думали раньше: температура более низкой, атмосфера - разреженной, а пресловутые каналы - просто оптическим обманом. В таких условиях могут выжить только микроорганизмы. И всё же я надеялась - ведь учёные могли ошибаться, как когда-то с каналами. Поэтому я поступила на физический факультет. Но и тут меня ждало ещё одно разочарование. Мой уровень оказался настолько ниже, чем у ребят из 116-й школы, а математический анализ и физика настолько сложны, что из "умненькой девочки" и почти отличницы я очень быстро превратилась в студентку, у которой больше троек, чем четвёрок. Потрясение было настолько велико, что оклемалась я только к третьему курсу. Но было слишком поздно, чтобы наверстать упущенное. Я не из тех умеет прыгать через пропасть. Не сумев добиться чего-то в науке, идти работать в школу я не захотела из-за своей чрезмерной стеснительности. И теперь, оглянувшись назад, я могу сказать для чего же пригодились мои знания и педагогические способности - я была хорошим репетитором для своих детей.

Недавно моя дочь, которая мечтает стать профессором филологии, как Дж. Р. Толкин (всё-таки более реально, чем полететь на Марс), наткнулась на мой девичий дневник. Её поразили две фразы, написанные мной в конце последнего школьного года: "Забраться в тёпленький уголок, нянчить детей и угождать мужу, уходить с работы ровно в пять - нет так жить я не хочу. Работать увлечённо, забывая о сне и отдыхе - вот это счастье". Ну, что ж - я уходила с работы, где скорее прозябала, чем занималась наукой частенько раньше пяти и летела домой с двумя тяжёлыми сумками к своим детям и мужу. А истинную радость творчества испытала, когда научила свою дочь читать в 3.5 года, а сына подготовила к поступлению в физико – математический лицей.

Не добившись в жизни того, о чём мечталось, мы пытаемся реализовать себя в детях. Вот они добьются, они сумеют, их жизнь должна сложиться удачнее. Но перед женщиной всегда будет стоять мучительный выбор: работа, творчество или семья. И то, и другое требует полной самоотдачи. И воспитание подрастающего поколения не менее важно, чем полёты к далёким звёздам.

Правда современные научные воззрения таковы, что человечество кажется скопищем маленьких букашек, прикованным к родной планете. Ведь даже на корабле, движущемся со скоростью, близкой к скорости света, мы сможем разве что слетать к ближайшим звёздам. Человеческая жизнь слишком коротка, а скорости света, как известно, не может достичь, а тем более преодолеть, ни один материальный объект. Но наука развивается - не стоит на месте. Когда-то, например, наши предки думали, что Земля плоская. Человеческий разум не может смириться с подобной ограниченностью. Фантасты уже сейчас придумали прыжки через гиперпространство и смело путешествуют по всей Галактике.

Я верю, что когда-нибудь такие полёты станут реальностью, как стал реальностью полёт на Луну, описанный ещё Жюлем Верном и Гербертом Уэллсом. И может быть один из моих далёких потомков, присев отдохнуть на каменную глыбу причудливых очертаний, скажет своим товарищам: "А знаете, ребята, что заветной мечтой моей прапрабабушки было слетать на Марс?" И те в ответ добродушно захохочут, сверкая белыми зубами под лучами чужого солнца.

Five favourite things since my childhood: THE NEW YEAR CELEBRATION


2. THE NEW YEAR CELEBRATION


Snow was not the only attraction for me at winter time. There was another one – the New Year celebration. Though my parents didn't have any guests except my aunt, and my mother didn't cook any special meal I had a festive joyful feeling about this holiday. That was a favourite red-letter day for both: for children and for adults. There were New Year decorations everywhere: at school, in the streets and shops. A huge fir-tree was decorated in the main square of the city. It was made of a metallic frame and a lot of fir-tree boughs but it didn't matter. All the children stared at it in admiration - it was so tall and glittering and multicoloured.

At home we could enjoy our TV programmes – much more interesting and diverse than usual. At that time there were really good films and cartoons with fairy-tale plots and a lot of snow in them. 
 
My father received a pretty looking package with sweets, cookies and one or two tangerines at his plant for me. Another package I got after I watched the New Year performance at the Theatre for young spectators and the third one – at primary school. 
 
The whole world seemed to try to persuade us that a fairy tale was possible in the ordinary life. It was so easy to believe it when you were a child. My parents were setting the New Year tree for me till I was eleven or twelve. There were a lot of different fir-tree toys in our shops and every family had their own unique set of New Year decorations. So we used to visit each other to compare our fir-trees and discuss whose tree was the best. When my mother refused to set the New Year tree for me because she got tired of cleaning its needles I was really upset. I didn't want to say farewell to my childhood. 
 
My fir-tree stays in my memory decorated with shining multicoloured balls and figures of animals and fairy-tale heroes. Silvery threads of tinsel glitter like ice and white lumps of cotton imitate snow. Sweets and apples are hanging on its boughs. They seemed much tastier if you cut them off the branches. 
 
There weren't any presents under my fir-tree. Only Grandfather Frost and his pretty granddaughter in their white fur coats and caps were traditionally standing there. My parents came from a village and they didn't understand a habit of townspeople to buy different rather useless things because of some holiday or someone's birthday. I felt upset of course when my parents or my aunt forgot about my birthdays - especially as my friends constantly boasted about their presents. 
 
Fortunately it was not a widespread custom to put presents under the New Year tree at the time of my childhood. So I felt completely happy watching two small figures standing alone under my fir-tree. They just stood there to remind us that a new circle of our existence had begun and we had to enjoy it.

1.  THE SNOW

Five favourite things since my childhood: THE SNOW

This is the beginning of the story I have been writing for several years. I began to write it on my daughter's advice as an exercise to improve my English. But gradually it turned into a real story about my childhood. I thought maybe these recollections would help me to understand better my psychological problems which have been haunting me all my life. But it has another value for me too – I am trying to imprint the world which we lost forever. I do hope we lost it forever and will manage sooner or later to build another better world. Nevertheless there were some things there I regret we lost and remember them with nostalgia...

 1. THE SNOW.


I like when the light is reflected by some smooth or wavy surface. It is like a signal from the other better world. Of course it is all only in my imagination. But since my childhood I have liked the sea, the lakes and even the puddles. I remember walking with my best friend Tonya just after the summer rain. The asphalt of the road was warm and wet and some silvery steam was rising from everywhere. We were walking along the edge of the road watching the blue sky with patches of bright white clouds reflected by transparent warm puddles. The air was fresh and full of ozone scent. What a pleasure to walk after the summer rain!

But especially I liked the snow. Those wet gray dirty Odessa winters were so dull and tiring. The snow was like a present, like a miracle. I remember myself crying when the first snow was melting and my mother saying that the first snow always melted. When I was at primary school we had several really snowy winters. All the children were so happy when it was snowing. Our surroundings looked so wonderful and festive with all the surfaces covered with bright sparkling snow. And a lot of interesting occupations we could find outside: sleighing on our sledges, gliding on our feet on every slippery path. We made these paths with our own feet. The adults weren't happy about that. Now I understand them but at that time it was such a pleasure to glide along a narrow shining strip that was polished by so many previous gliders. It was some kind of brotherhood which was not available for adults. 
 
And we made the snow-men of course and had fights with snowballs. I tried to avoid the latter because I was not good at throwing stones or snowballs and our boys got so aggressive when they were fighting. 
 
I liked just walking among the trees covered with snow looking for especially beautiful places and investigating tiny snowflakes when the snow was falling. In every snowfall they were different and so complicated in their forms. And how mysteriously they sparkled in the sun or in the moon light. It was something from a true fairy tale, something really mysterious and beautiful.

Немного обо мне

Меня зовут Анна Шевченко и я из Одессы. Я не любила писать в школе, потому что наши уроки литературы были скучными, а наши учебники шаблонными. Только однажды мое сочинение на свободную тему было зачитано перед классом как лучшее. Я помню это было описание золотой осени и для меня было приятной неожиданностью, что получилось так хорошо. Писать регулярно я начала когда завела дневник в выпускном классе. Потом я часто писала письма своим друзьям, и это они надоумили меня начать писать что-то более серьезное, чем письма или дневник. Сначала я время от времени писала статьи для местной газеты. Потом написала повесть, но так и не придумала где бы ее напечатать. И последняя моя попытка - это автобиографическая повесть на английском языке. Я начала писать ее как практическое упражнение, чтобы улучшить мой английский язык. Незаметно она превратилась в настоящий большой рассказ, имеющий для меня некую психотерапевтическую ценность. Не знаю почему, но мне легче рассказывать о проблемах моего детства на чужом языке.

Introduction

My name is Anna Shevchenko. I'm from Odessa, in Ukraine. I didn't like writing when I was at school, because of our dull lessons of Russian and Ukrainian literature. I remember only once my composition was read in front of the class as the best one. It was about nature, about golden autumn and blue sky with white clouds. When I was in the last year of school, I began to write my diary and after that I continued to write something all the time. I wrote a lot of letters to my friends and it was them who advised me to try my abilities in writing. From time to time I wrote short articles in Russian for the local newspaper, but now I decided to write something more serious. So here on this blog I decided to share some of my articles and the beginning of my autobiographical story, where I'm trying to show impressions of my childhood and describe the time of my childhood and youth.